История и современность.
Парк был пущен в эксплуатации 27 ноября 1984 года. Начинался с одной колонны. 299 маршрут передал 9-й автобусный парк. 1 января была передана 2 колонна. Так появились здесь первые люди и машины. Тогда еще не было административного здания. Отдел контроля и начальник
колоны работали на конечной – Ясеневской улице, 5. А уже 3 месяца спустя, в феврале все работники парка стали постепенно концентрироваться здесь, на Каширском шоссе, 67.
Парк первоначально строился под малогабаритные автобусы типа ЛИАЗ. Со временем территорию пришлось реконструировать и перестраивать под новые, современные, модели автобусов. В последнее время здесь был произведен ремонт евроуровня. На рабочих местах создан
необходимый комфорт. Бытовые детали тут продуманы до мелочей. Здания поддерживаются в идеальной чистоте и аккуратности. Попадая сюда, у вновь приходящего создается впечатления, что он переступил порог иностранного предприятия, где все продумано до мелочей. Взять, например,
вестибюль. Тут есть и удобные кресла для отдыха и периода ожидания, телевизор. Все люди здесь приветливы и доброжелательны. И это лишь немногие штрихи того, как выглядит снаружи и изнутри 16 автобусный парк, на который равняются многие. Парк по многим показателям идет впереди. Быть
самым лучшим – нелегкая ответственность, предполагающая, что на достигнутом не следует останавливаться. И у парка большие планы.
Сейчас в парке 1528 людей. Более 400 (а это 1/3) работают более 5 лет. 500 работников – женщины, остальные – мужчины. 70 человек награждены почетными наградами.
В настоящее время 16 автобусным парком обслуживается 20 маршрутов. И в сложной социально-экономической обстановке, парк находит возможность в приобретении нового технического оборудования и подвижного состава.
За 10 месяцев текущего года всеми автобусами парка перевезено 14 млн. 354 тыс. 100 человек.
Выполнение задания по доходам составило - 27 млн. 555 тыс. 400 рублей или 109,4 %.
В парке насчитывается 5 колон: 4 линейных и 1 заказная, 349 единиц подвижного состава и 62 единицы вспомогательного транспорта. За 10 месяцев 1999 г. подвижной состав обновлен на 16 единиц.
В поисках кадров.
Здесь не привыкли ждать, когда кто-то сделает за них. Тут действуют. И порой весьма неординарно. Так, например, с известной злободневной для автобусных парков проблемой текучки, здесь борются следующим способом: объезжают города России и предлагают свои
вакансии. Так, за 1999 год на парковском транспорте были объезжены все города Подмосковья и России. Не осталось ни одного крупного города, в котором не побывали бы работники отдела кадров из 16 автобусного парка Москвы. Тут поставлены и свои рекорды: например, за 4 дня были “покорены” 10
городов. Побывали и в Пензе и в Вологде, и в Саратове, и на Украине и в Белоруссии. “На месте” были даны объявления о работе во многие организации, составлены теле и радио обращения, напечатаны в центральных газетах. Своеобразная “рекламная акция” возымела свои действенные плоды: в
день в парк по вопросам трудоустройства обращается порядка 50 человек.
Помимо этого в парке созданы дополнительные рабочие места. И это во время большой безработицы. 200 мест для кондукторов– это не мало. И 199 из них – это женщины. Хочется отметить, что идею к возвращению на линию кондукторов первым поднял именно 16 автобусный парк. И
тут этот парк был своеобразным первооткрывателем и первопроходцев в мире принятия сложных решений существующих проблем. Тут есть чему поучиться и на что обратить внимание.
И ведь, прежде всего – это дружный и сплоченный костяк коллектива с достойным руководителем. А от поддержки и понимания другими здесь никогда не отказываются.
Ясли сад номер 105
МЫ подходим к дверям сада. Встречает вежливый охранник. Внутри тихо-тихо: сейчас час отдыха. Все дети спят. Впрочем, не все: из-за угла выглядывают хитрые глаза одного из ребят; они внимательно наблюдают за происходящим. При подходе воспитателя дверь в комнату
тихонько прикрывается. Заглядываем внутрь. Странно: все спят. Кто же это был? Или нам почудилось
Неспешно проходим по коридорам, сияющие чистотой. Останавливаемся возле музыкального зала. Сейчас он закрыт, отдыхает до вечера, но за цветным стеклом двери видны ожидающие возвращения детей игрушки, маленький домик для игр, и, конечно же, фортепьяно. Совсем
скоро зал оживет и наполнится звуками голосов, мелодией музыки и кружением танца.
Над ним, на втором этаже, - русская изба. Нет, это не отдельно стоящая избушка на курьих ножках, стоящая отвернувшись от гостей в неприветливом дремучем лесу. Это приветливый уютный уголок, комнатка посреди детского садика. Здесь все, как у добрых бабушек в
деревне. Возле печке стоит чугун, а рядом с ним ухват и кочерга. Возле деревянного сундука поджидает хозяйку-труженицу прялка. На подоконнике растут цветы. А возле нее отдыхает моток пряжи с начатым вязаньем. На столе – довольный самовар в окружении ярких чашек, стоящие на блюдцах,
как на пьедестале. За “домиком”, в коридоре, как положено, ухоженный палисадник с цветами и подсолнухами, курочками и петушком, почти настоящими. Здесь детвора может не только познакомиться с бытом сельчан, но также и пробовать рукодельничать и учиться обращаться с предметами быта,
так редко теперь встречающихся в городских квартирах. Вот деревянные ложки. И не скажешь, что сделаны руками малышей: сами вырезали, сами раскрасили, а теперь еще и музицируют на них! Так что этот “музей”, в отличие от многих, действующий! Он помогает образовывать и прививать культуру
приходящим сюда малышам. Помимо этого “русская изба” дарит радость тепла и уюта, умение и стремление к пониманию другой жизни, той, что отлична от жизни в городе. И это здорово!
А впереди новые впечатления. Стены в коридорах и игровых залах расписаны в сказку: там и тут, словно живые, смотрят заяц и олень, ежик и мышка, лось и кот. Кого здесь только нет! Вон даже муравей наверху муравейника стоит! Определенно, сюда, надо приходить, как на
экскурсию. Познавательно и интересно!
Вот еще уникальное место, редкое по сегодняшним временам – это настоящий живой уголок посреди цветущего зеленого сада живых растений. Здесь попугаи дружат с черепашками, а морская свинка с рыбками. Журчит в камушкам фонтанчик. И кажется, что оживают яркие и
разноцветные мягкие игрушки. Наверняка, глядя на такую обстановку, с любовью созданную сплоченным за последние 10 лет коллективом, взрослым хочется хоть на немного, хоть на чуть-чуть стать детьми.
И это еще не все. Здесь есть студия, где педагоги занимаются рисованием, аппликацией и лепкой. А рядом готовят горки и спортивные снаряды для предстоящего соревнования между командами. Эх, держитесь!
Обо всех проводимых здесь занятиях и не расскажешь в двух словах. Тут и ЛФК, и ритмика, и разнообразные игры в игровом зале, и занятия по развитию речи, и рисование…В общем, приходите сами посмотреть. Воспитатели с удовольствием поделятся своим опытом и новыми “находками”.
Только помогите им: окажите хоть маленькую денежную поддержку. Такое окно в детство должно быть всегда широко открыто для детей!
За основу с занятиями с детьми здесь принята санкт-петербурская программа “Детство”, в которой, как считают здешние воспитатели, подробнее всего расписана поэтапная адаптация ребенка в коллективе и четкое деление групп по возрасту и уровню развития. Помимо
основных методик проводятся также комплексные занятия по программам: “Москвичок” и “Самоцветик” - по изобразительному и художественно-эстетическому воспитанию, “Старт” – первоначальное ознакомление с экологическими основами в живом уголке.
Сегодня здесь. 6 групп: 4 группы сада и 2 ясельные. 110 человек, 30 человек коллектива. Дети приходят как “парковские”, так и живущие по соседству. Ведомственным садиком, содержащимся на балансе парка, родители довольны, меняют редко. Да и цена устраивает: всего 400 с
небольшим рублей в месяц. Если мамы не хотят приводить ребенка на целый день, то можно и это обговорить, подобрать удобный для всех сторон вариант.
Каждый год здесь делается ремонт, закупаются игрушки. Готовятся новые праздники. Мечтают здесь только об одном: для реализации будущих планов нужна материальная поддержка. Все остальное уже есть.
“Спартак-2” 16 автобусного парка.
5 лет назад 16 автобусный парк решил взять на свой баланс Детскую Спортивную Юношескую Школу “Спартак-2”, территориально находящуюся на метро ВДНХ. Сегодня в ней 600 человек, 17 тренеров. Спортивные команды хорошо подготовлены. Входят в состав высших групп, в
которой уже присутствуют такие маститые команды как “Динамо” и “Торпедо”. Участвуют в соревнованиях и занимают неплохие места.
Занимаются в школе не только дети работников парка и других транспортных организаций, но также и все желающие. Приезжают для набора со всего города Москвы и даже Подмосковья. Футбольные команды подбираются по соответствующим годам. Сегодня это 1983-1993 гг. Для
ребят, выпускников школы, вышедших за пределы указанного возраста, создана специальная “молодежная” группа, возраст спортсменов которой, по сути, не имеет ограничений. В этом году команда на соревнования КФК (коллективы физической культуры) по Московской области заняла 8 место.
Взятие первых мест еще впереди.
Такому спорту как футбол в 16 автобусном парке, как впрочем, и во всей системе ГК “Мосгортранс” отводят большую роль. Игра коллективная. Сближает участников и отдельных спортсменов между собой. Главные победы еще в будущем. А пока, на территории парка можно
увидеть объявления такого рода: “6 ноября проводиться турнир по мини-футболу, посвященный памяти Е.П.Щербакова. В турнире участвуют сильнейшие команды г.Москвы ГК “Мосгортранс”, ветераны российского футбола, сборная Болгарии. Проводится в спорткомплексе “Замоскворечье”. Здесь
соперникам придется туго: ведь команда 16 автобусного парка – чемпион ГК “Мосгортранс” 1999 года.
Или еще: на доске спортивных достижений всего лишь два емких диплома. Первое: “награждается команда 16 автобусного парка, занявшая 1 место в соревнованиях по бильярду Спартакиады руководителей производственных предприятий и организация ГК “Мосгортранс”. И
второе аналогичное по соревнованиям в перетягивании каната.
Помимо этого на территории самого парка есть спорткомплекс, арендовать который на льготных условиях могут и другие автопарки. Этим предложением уже воспользовался 14 автобусный парк: его время в воскресенье с 17 часов. На коммерческой основе выкупить время
могут другие, нетранспортные организации.
Отдыхать также, как и работать
К отдыху, месту и условиям у 16 автобусного парка большие требования. В самом парке социальная сфера выведена на хороший уровень. Идеологом всех мероприятий и главным организатором, как всегда, является директор парка – Сидельников Геннадий Васильевич. В
коллективе говорят, что таким руководителем легко и приятно работать. Для того чтобы работа проводилась на хорошем уровне, создаются соответственные условия труда.
Итак, для отдыха парку необходимые не только места со всеми удобствами, то также и поля для футбола и других спортивных игр. У парка функционирует своя база отдыха “Тихий Угол” в Тамбовской области на берегу реки Цна (460 км от Москвы). Несколько лет назад был
заключен договор о праве долгосрочной аренды земли. С 1994 года начато строительство и обновление домиков. Сейчас здесь созданы все условия для полноценного отдыха. База отдыха функционирует 2 года. 3-х местные номера, хорошо оборудованные (есть телевизор, холодильник, вода). Есть
номера повышенной комфортности класса “люкс” (сделаны душ, подогрев воды, туалет). Доделаны игровые площадки и детская комната. Играют тут и в бильярд и в баскетбол и в волейбол. Конечно, не забывают, про любимый всеми футбол. Купаются в реке Цне, загорают на пляже и катаются на
катамаранах со своей лодочной станции. При желании можно посетить баню. И, конечно же, совершить познавательные экскурсии по округе. Например, в город Тамбов, в усадьбу Рахманинова и другие места.
Всего здесь 86 мест. Отдыхают и взрослые и дети. Отмечаются праздники. Организуются походы, участвовать в которых приглашают и местных ребятишек. Ездят сюда и зимой. Правда, в холодное время года выбираются отдыхать из парка поближе, в Подмосковье. В прошлом году
это были Ватутинки и Монино. Места отдыха в нынешнем сезоне еще до конца не определены. Но они, несомненно, будут, что называется, на уровне, ведь планка социальной сферы и требования ко всему и вся здесь подняты высоко. Так держать!
Ремонтные цеха в “евроремонте”!
Активный подъем производства 16 автобусного начался где-то с 1995 года. Заметно стала повышаться культура производства и улучшаться условия труда. Рабочие места оснащаются модернизированными приспособлениями. Ремонт производится на современном уровне по самым
последним требованиям. За последнее время были отремонтированы осмотровые канавы в комплексе технического обслуживания, в крытой стоянке для ремонта автобусов большой вместимости Икарусов-435 сделаны 6 канав.
В ближайшем будущем коллективу парка хотелось бы закончить до конца ремонт в парке, привлечь к работе большее количество москвичей, внимательнее относящихся к рабочей технике родного города, закрепить их на рабочих местах за счет увеличенной зарплаты для
соответствующего тяжелого труда.
Помимо этого модернизируется и запускается в производство новая версия программа ЦУП – Централизированное Управление Производством, перешедшая теперь на компьютерную обработку поступающих данных. Программа позволит собирать информацию по управлению
техпомощи, передавать на место, определять и сообщать водителю время выполнения заявки. Поможет избегать перепростоя в ремонте. Распечатка картины за сутки позволит провести точные анализ, внести необходимые усовершенствования в программу и действия работников парка.
Безопасность Движения
Безопаснее не бывает!
Команда парка по Безопасности Движения в прошлом, 1998 году на конкурсе “Безопасность движения” заняла первое место. В этом году конкурс еще не продолжается: он закончится только 31 декабря. За прошедший год у 16 автобусного парка неплохие показатели: на сегодня
нет ни одного случая по дорожно-транспортным происшествиям, в которых виновником бы оказался водитель. Так что участники соревнования надеяться на то, что, несмотря на то, что парки “соперники” в чем-то имеют лучшую статистику, 16 автобусный все равно займет какое-нибудь из призовых
мест. Иначе и быть не может. В позапрошлом году заняли 2 место, в прошлом 1. Побеждать привыкли. Стремление к победе и желание лидерствовать осталось с самой первой победы и за прошедшие годы только увеличилось. В числе отстающих по какой-либо дисциплине этот парк увидеть нельзя. Если
только другие коллективы не подтянуться, против чего вовсе здесь не возражают: больше конкуренция, сильнее соперничество, выше духи соревнующихся, большие показатели будут достигнута, планка достижений пойдет вверх. А это и транспортникам и пассажирам на пользу пойдет.
“Тесное сотрудничество с ГИБДД”
Отдел по Безопасности Движения тесно работает с ГИБДД южного округа. Работники госавтоинпенкции понимая всю сложность объемной работы с населением и тяжесть перевозок пассажиров, отдают приоритет в работе – общественному транспорту. Вот, например, возникла
пробка на дороге. Частные машины юрко ныряют в открывающиеся промежутки, маневрируют вправо-влево, глядишь: уже выехали за пределы затора. Мало кто из водителей малогабаритных машин найдет взаимопонимание с водителем большого автобуса, даст совершить ему объездной маневр. Каждый
второй думает про себя: “куда этот автобус лезет? Не может подождать!”, забывая порой о том, что в том же автобусе несколько десятков людей, которые также, как и водитель, частник хотят поскорее добраться до дома, работы, магазина. В противостояние одного водителя в легковушке против
пассажиров автобуса часто проигрывают последние. Водителю только остается констатировать факт: не дали повернуть направо, выехать под стрелку, зажали между грузовиками. Казенную машину надо беречь – на ней еще не один год работать надо. Не одну сотню людей перевозить. Вот окажется в
общественном транспорте тот частник, сразу проникнется проблемами водителей автобусников. Может, вспомнит о своих чувствах в следующей возникшей ситуации, когда будет снова по ту сторону баррикады. Пока же понимают водителей инспектора ГИБДД. Они четко отдают преимущества
движения автобусам, распоряжаясь указательным жезлом, командуя так, что первым из скопления машин выезжает большой автобус, а за ним уже суетятся более мелкие.
Понимание и поддержку 16 автобусному парку оказывают инспектора и в случае непредвиденной аварии. Фантастически быстро, в течение 10 минут, дежурная бригада срывается с места, в котором ее застало сообщение о ДТП и подъезжает к вызывавшим. Самый долгий
промежуток времени от сообщения и фиксирования вызова до приезда на нужное место был зафиксирован в 9 минут! Такое тесное сотрудничество было достигнуто путем установления хорошего личного контакта с представителями ГИБДД южного округа. Хочется в частности отметить начальника
штаба Городничева Валерия Павловича и куратора, старшего автоинспектора, Истомина Валерия Александровича.
Инспектора приезжают в парк не только по экстренным вызовам. Он прибывают на выпуски, проводят инструктаж, выдают молодым водителям памятку о том, как надо поступать в случае возникновения ДТП, а также как вести себя в случае обнаружения в салоне подозрительных
предметов.
Охрана и порядок в парке всегда были на высоте. Усиленный режим несения службы в дни терактов сказался лишь в том, что был удвоено количество охранников, вернее, даже так: работающие в охране молодые люди вместо двух выходных отдыхали только по одному. Здесь все
продумано и доведено до ума. В целом, 16-й автобусный за свою безопасность может не волноваться. Замечательно, что об этом можно сказать всем транспортникам, пассажирам и жителям близлежайших районов.
Коммерческие маршруты.
В парке действуют 6 микроавтобусов марки “Бычок” завода Лиаз? В них по 15 посадочных мест. Водитель работает на машине самостоятельно без контролера. Микроавтобусы пущены по уже существующим маршрутам. Дополнительное введение технике позволит снизить
нагрузку на наиболее напряженные маршруты. А это в первую очередь такие маршруты как 37 (часть пути проходит по оживленной Московской Кольцевой Автомобильной дороге), 275, 298, 263, 608. В планах – “облегчить” и другие маршруты. Тем более что в ближайшее время ожидается прибытие
дополнительных машин.
Водители на коммерческие маршруты проходят строгий отбор. Здесь должны работать самые опытные зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны водители. “Бычок” - машина новая, незнакомая для водителя обычного автобуса. В любой момент коммерческий маршрут
может быть пущена по другому пути. А это означает, что у водителя должен быть накоплен опыт не только на линейных маршрутах, а еще и на спец подачах. За плечами должно быть минимум как 3 года опыта. Максимум состоит из досконального знания почти всех маршрутов парка, их специфики,
сложности и протяженности. Поэтому здесь садятся за руль лучшие. Самые-самые. На них в парке надеяться. Верят, что все будет хорошо. С ними и деньги в парке появятся. А это сегодня немаловажно.
В парке надеются составить достойную конкуренцию маршруткам “Автолайна”, а в перспективе даже потеснить с пассажирского рынка. Для этого у парка все есть.
Водители
По итогам соревнований по эксплутационным показателям работы лучшей признана 1-ая колонна во главе с начальником Лесовоцким Анатолием Владимировичем. Теперь ему поручено одновременно руководить и 2-ой колонной: выводить на тот же высокий уровень “новых”
подопечных и держать в форме “старых”.
Профессионалов своего дела, отличных водителей 16 автобусного и не перечислить в короткой заметке. Это и водитель-наставник 1 колонный Садреддинов Ряис Хусаинович (в парке работает почти с основания – 1985 года), и Васюков Иван Дмитриевич – старший механик/технический
наставник (в парке с 1984 года), и Гырбу Николая Георгиевич (в парке с 1985 года, а в системе с 1977) и многие другие, без которых парк просто не может обойтись. Руководство выражает им свою признательность и благодарность за столь долгий и надежный труд.
По мастерству вождения в соревнованиях, проводившихся в парке в этом году первое место, заняли Аверин Валерий Кимович (в парке с 1994 года) и Выборнов Сергей Анатольевич, который стал водителем с 18 сентября этого года. В соревнованиях, второй, молодой участник не
должен быть старше 1978 года, следовательно, ему не должно быть больше 22 лет. Всегда приятно, когда молодые водители показывают свое умение. А уж тем более, их наставникам. Значит, будут молодые перспективные кадры в парке. Будет будущее у коллектива.
Свистунов Александр Федорович -зам директора по перевозкам
Левин Игорь Вячеславович – директор команды “Спартак-2”
Лунин Александр Иванович – зам директора парка по спорту
Лясникова Татьяна Викторовна – начальник отдела по кадрам
Терехов Валерий Петрович - инженер
Лагунина Галина Ивановна – заведующая детского сада
Неопубликованная статья из газеты "Рейс", которая должна была выйти в конце 1999 года, к 15-летию парка.